Идея использования вакуумного транспорта для реализации пассажирских и грузовых перевозок совсем не нова, но именно сейчас он переживает свое второе рождение. Возможно это стало благодаря небезызвестному инженеру и успешному предпринимателю Илону Маску. Именно ему принадлежит концепция футуристического средства передвижения, которое, вероятно, очень скоро получит свои первые коммерческие реализации, в том числе и в России.
Hyperloop - от истории к современности
Первым отдалённым прототипом новой транспортной системы будущего можно назвать обычную пневмопочту, а теоретические основы такого способа перемещения били заложены еще в первой половине ХІХ века. В России идею транспортировки объектов в вакуумном пространстве посредством электромагнитного поля развивал физик Борис Вейнберг в далёких 1911-1913 годах. В тот период разработки не ушли дальше статей в научных изданиях и многие годы оставались без внимания.
Новую жизнь концепции вакуумного транспорта дал изобретатель Илон Маск, известный достаточно амбициозными, но, как показывает практика, вполне реальными и перспективными идеями. Его виденье вопроса отобразилось в проекте Hyperloop (дословно «гиперпетля»). Согласно его представлению и расчётам, средство передвижения будет иметь вид капсулы внутри трубы с форвакуумом, что обеспечит перемещение пассажиров и груза со скоростью до рекордных 1300 км/ч. Для справки, это примерно в 2 раза выше средней скорости самолёта, а с современными поездами разница возрастает вплоть до 4 раз. Дополнительным плюсом в копилку Hyperloop является также расчётная стоимость проекта, ведь она предполагается значительно ниже чем у авиа или железнодорожного транспорта.
Начать реализацию Hyperloop на практике Маск предложил с пробной трассы Лос-Анджелес — Сан-Франциско длинной 560 км и стоимостью билета в пределах $20. Учитывая сверхвысокие скорости перемещения капсулы, поездка должна занять около 30 минут.
Техническая реализация проекта и возможные решения
Новые идеи всегда непросто воплощать в жизнь, особенно учитывая кардинальное отличие Hyperloop от обычных скоростных поездов. Прокладка трассы для него скорее будет напоминать монтаж трубопровода чес укладку рельсовой дороги. Расчётный диаметр трубы для целей проекта составляет 223 — 330 см, а толщина стенки в пределах от 2 до 2,5 см.
Техническая реализация Hyperloop потребует новейших подходов к строительным работам и монтажу инфраструктуры. По мнению директора Российского подразделения RIDGID Андрея Макарова, решения ведущего бренда в сфере профессионального инструмента для различных монтажных, строительных и сантехнических работ отлично подойдут для вышеупомянутых целей.
Примером использования таких технологий может быть быстрая подготовка труб и различные автоматизированные сварочные системы, используемые в нефтегазовом секторе. Эффект уменьшения трудозатрат и оптимизация стоимости при прокладке трубопроводов довольно большого диаметра с использованием данных методов уже были по достоинству оценены на мировом рынке. Так, компания Seco Contracting (занимается прокладкой магистралей для транспортировки углеводородов) увидела огромные перспективы в использовании таких производительных фаскоснимателей с электроприводом, как RIDGID B-500. Он может снять фаску с трубы всего за пару минут, вместо нескольких часов работы. Такой инструмент был бы очень полезен для реализации системы Hyperloop.
Ключевой особенностью работы футуристической транспортной системы является поддержание в трубопроводе сверхнизкого давления 10-100 Па (форвакуума), а для этого потребуется задействовать мощные насосы. Последние потребляют немало мощности, поэтому высоковольтные силовые линии непременно станут сопутствующей инфраструктурой Hyperloop. Здесь очень даже кстати будет многофункциональный инструмент RIDGID RE60. С ним цикл обжима для кабеля составит порядка 5 сек, а его возможности включают также резку кабеля и штамповку отверстий под него. Всё это обеспечит высокое качество монтажных робот и максимальную эффективность.
Практическая реализация Hyperloop
Поскольку Илон Маск непосредственного участия в проекте не принимает, разработкой занялись стартапы Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies. Анализ экономической целесообразности и технических возможностей представленной в 2013 году идеи занял долгих 3 года, но уже в 2016 году события начали набирать стремительный оборот.
Компания Hyperloop One еще в мае текущего года провела реальные испытания силовой установки в полевых условиях. Теперь она занята строительством тестового кольца магистрали Hyperloop на 3 км в пустыне Невада, которое будет использоваться для обкатки технологии. Тем временем, планы компании гораздо более масштабные. Среди перспективных проектов значатся магистраль Лос-Анджелес — Лас-Вегас на 367 км и транспортная артерия Хельсинки — Стокгольм с расчётными инвестициями в $21 млрд.
Конкурент Hyperloop Transportation Technologies имеет свой план внедрения новой технологии в транспортную инфраструктуру. В Калифорнии идёт процесс строительства испытательной трассы на 8 км для демонстрации возможностей системы. В более далекой перспективе планируется прокладка магистрали Вена — Братислава — Будапешт с общим объемом вложений в $200 — $300 млн.
Перспективы футуристического проекта Hyperloop в России
Наличие высокоскоростных транспортных систем является очень перспективным для российского рынка, поэтому новая концепция вызвала ожидаемый интерес. Уже в мае текущего года была создана совместная рабочая группа РЖД и Hyperloop для оценки перспектив реализации системы на территории страны.
Новый виток развития тема получила на Международном экономическом форуме в городе Санкт-Петербург, где были представлены как Hyperloop Transportation Technologies, так и Hyperloop One. В рамках события были намечены несколько важных проектов, среди которых:
1) Использование существующей инфраструктуры трасс по транспортировке углеводородов для развития вакуумных магистралей Hyperloop Transportation Technologies.
2) Строительство высокоскоростной трассы в Москве при кооперации компании «Сумма» и HyperloopOne. Стоит отметить, что проекту обещана поддержка на президентском уровне.
3) Возведение на Дальнем Востоке испытательного участка футуристической транспортной системы на 70 км.
Hyperloop - именно тот проект, который способен навсегда изменить наше видение пассажирских и транспортных перевозок. Его реализация сделает мир более связанным, интегрированным и мобильным. Такое будущее выглядит очень перспективным, но для его реализации потребуются современные инструменты и оборудование. А также максимально эффективная реализация производственных и монтажных процессов.